Лекция 2. Древние народы на территории России

акад. Личман Б.В., доц. Рыбаков С.В.

История России с древнейших времен до второй половины  XIX века
Курс лекций . Ч. 1.  Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский государственный технический университет. Екатеринбург, 1995


2. Этническая и политическая панорама Восточно - Европейской равнины и Сибири в I тысячелетии до  н.э. - I тысячелетии  н.э.

  Тесно связана была с принципами экономики Хазарии ее внешняя политика. Но этими принципами ущемлялись соседи хазар, что неизбежно вело к обострению отношений. Некоторое время Хазарский каганат владел политической гегемонией на Русской равнине. В вассальной зависимости от него находилась Волжская Булгария. До середины X века организовать результативный отпор хазарам не удавалось и Киевской державе. Орудиями хазарской политики были наемное войско и дипломатические интриги, направленные в числе прочего на сталкивание печенегов и византийцев с Русью. Напряженными были отношения Хазарии с Арабским Халифатом, нанесшим ей ряд военных ударов. Обострялись споры и с Византией по поводу смежных районов в Крыму. 

 Надежды кагана, однако, не оправдались. До принятия иудаизма в Хазарии наблюдалась религиозно-этническая пестрота, но и новая религия с ее догматом избранности не могла объединить все народы, входившие в состав каганата. Иудаизм оторвал кагана и его итильское окружение от провинциальной знати и еще дальше развел с народом. Против правительства образовалась своеобразная христианско - мусульманско - языческая фронда. Междоусобицы сильно ослабили государство, что усугубилось проникновением в его пределы кочевых орд мадьяров и печенегов. Часть Хазарии отошла к арабам. Началась война с заметно окрепшей Русью.

     В 965 году киевский князь Святослав  нанес тщательно спланированный и мощный удар по Хазарии, от которого она уже не смогла оправиться. В X веке сын Святослава Владимир   подавил остатки хазарской государственности. Распалась и этническая система Хазарии. Потомки тюрко - хазар смешались с другими тюркскими народами, частично влились и в состав русского этноса. Иудео - хазары эмигрировали в Западную Европу, а частью рассеялись по окраинам каганата. Их потомки в виде небольших этнических групп сохранились в Дагестане (горские евреи) ,и в Крыму (караимы).
     Булгарские племена по языку были родственны аварам и хазарам. Около VII века булгары разделились на четыре группы. Две из них кочевали в Приазовье и Северном Кавказе, приняв позже участие в этногенезе балкарцев и некоторых других народов. Третья группа отправилась на Балканы, где слилась с дунайскими славянами, передав им свой этноним. Четвертая перекочевала в Среднее Поволжье, где подчинила ряд местных финно-угорских племен. Здесь было создано государство Волжская Булгария.

У волжских булгар кроме скотоводства за счет заимствования навыков у соседей и перехода к оседлости развились пашенное земледелие и различные ремесла. Столица — город Булгар — являлась крупным торговым пунктом, связанным с Русью, северными племенами, южными и восточными кочевниками. Прочные связи у булгар установились со Средней Азией, которые укрепились после принятия ими ислама.

Волжская Булгария была многонациональным государством. Булгары и финно - угры чересполосно занимали одни и те же районы, частично ассимилируясь, причем взаимно. Современное чересполосное сосуществование марийцев, мордвы, чувашей, татар уходит корнями в то далекое время. Численно булгары преобладали. Это государство шло в рост до тех пор, пока в ХШ веке не подверглось разгрому со стороны монголо - татар. После этого название «булгары» в Поволжье стало постепенно исчезать в условиях ассимиляторских процессов. Но не исчез народ, когда-то носивший это имя; потомками волжских булгар являются чуваши и казанские татары Булгарский элемент заметен в процессе формирования башкир, марийцев, удмуртов.   

В IX веке в Днепровско - Донском междуречье появились печенеги, сразу же заявив о себе как об активной военно-политической силе. Они воевали с мадьярами, хазарами и Русью. Первое столкновение русских с печенегами было в 915 году, после чего был заключен мир. В 944 году князь Игорь  привлек печенегов к совместному походу на Византию. Воевать с печенегами было трудно: они были необычайно подвижны и практически неуловимы. Со своей стороны, печенеги легко поднимались в походы против любой страны, грабеж которой принес бы им выгоду. Чаще всего их использовали византийцы, хотя и им печенеги нередко досаждали. По некоторым данным, печенеги участвовали в походе Святослава   на Хазарию. Но уже через 3 года после этого византийцам удалось стравить печенегов с русскими. Затяжной конфликт привел к окружению печенегами отряда Святослава на днепровских порогах в 971 году. Святослав был убит.

    После этого наступление печенегов на Русь усилилось, началась изнурительная борьба. Печенеги грабили Русь, вмешивались в княжеские междоусобицы. Это длилось до 1019 года, когда Ярослав Мудрый  нанес им серьезное поражение. Напор печенегов после этого ослабел. В 1036 году Ярослав повторил успех у стен Киева, фактически уничтожив печенежскую опасность.  Вместе с тюрками и берендеями печенеги стали вассалами Руси. В середине XII века эти три этноса объединились в союз, получивший в русской летописи имя Черных Клобуков. Монголо- татарское нашествие привело к полной потере их самостоятельного значения и поглощению другими народами.    

 В XI веке из степей Прииртышья и Восточного Казахстана через Поволжье к южной границе Руси подо шли половцы (куманы), заняв берега Среднего и Нижнего Донца, где имелись удобные пастбища для кочевого скотоводства. Весь XI век половцы осваивали степь, захватывая новые земли и переходя с места на место, узнавая  наиболее удобные стойбища, рыбные и охотничьи промыслы, водные и сухопутные пути  торговых караванов, от которых получали немалые пошлины.
    Половцы сразу же вошли в соприкосновение со славянским миром. Свое имя они получили от русских, которые назвали их так за светлые волосы и голубые глаза (от слова «полова» — солома). Обычаи половцев выглядели в глазах русичей весьма своеобразными. В пищу половцы употребляли «хомяки и сусолы» — по выражению русского летописца, пораженного этим фактом. У половцев существовал выраженный культ рода. Умершим родичам на могилы они ставили стелообразные каменные скульптуры. Постепенно половецкие мастера достигли необычайного искусства, изготовляя известняковые и мраморные скульптуры, максимально приближенные к оригиналу. Десятки тысяч статуй стояли на курганах и майданах, на перекрестках дорог и берегах рек. Вплоть до XVII века они были необходимой частью и украшением степного пейзажа (с тех пор многие скульптуры были уничтожены, несколько тысяч попало в музеи).
    К середине XII века ареал половецких кочевий простирался от Днепра до Волги. Половцы представляли собой к тому времени военно-политическую силу, с которой считались и Русь, и Византия. Русским приходилось много воевать с ними. В начале XII века сокрушительное поражение им нанес Владимир Мономах  . Рзоренные половцы отступили за Волгу и за Урал, часть их ушла в Закавказье, где поступила на военную службу к грузинскому царю Давиду Строителю, еще одна часть откочевала в Приднепровье. Два половецких хана — Боняк и Тукорган — объединили приднепровские орды, продолжая набеги на Русь, грабя ее окраины. Эти ханы вошли в русский фольклор как заклятые враги, получив в сказаниях и былинах имена Буняки Шолгудивого и Тугарина Змеевича.
       Русско-половецкие контакты были постоянными и разнообразными. Летопись пестрит описаниями набегов, битв, миров, совместных походов, брачных союзов. Половцы находились под сильным влиянием русской культуры, нередко носили русские христианские имена. Со вступлением Руси в полосу раздробленности половцы активно вмешиваются в княжеские усобицы. Стремясь освободиться от назойливого внимания степняков, новгород-северский князь Игорь Святославович — герой «Слова о полку Игореве» — в 1185 и 1191 годах организовал антиполовецкие походы, которые кончились крупной неудачей.
     Первыми в Европе, испытавшими силу удара монголо - татар, были донские половцы, возглавляемые Юрием Кончаковичем. В битве на Калке в 1223 году они потерпели разгромное поражение. Не помогла и помощь русских дружин. Несмотря на отчаянное сопротивление монголам, половцы были разбиты и рассеяны. Уцелевшие роды ушли на Дунай под покровительство Венгерского королевства и в Египет для службы в мамлюкской гвардии султана. Оставшиеся половцы были переселены завоевателями в Поволжье и включены в Золотую Орду, где смешивались с монголами и родственными тюркскими племенами. Имя половцев исчезло, но их потомки живы в составе казахского, башкирского и других этносов.

С первых лет истории восточные славяне жили на одних территориях с финно-угорскими и балтскими племенами. «Повесть временных лет» перечисляла народы, которые отдавали дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемись, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, норома, либь. Никоновская летопись прибавляла к числу данников Руси мещеру. Все эти племена поддерживали активные хозяйственные связи со славянами, часто вступали в военно-политические союзы. Шли процессы культурно-бытового заимствования, заключались межплеменные браки. Некоторые финские (меря, мещера, мурома) и балтские (голядь) племена полностью растворились в славянском этническом массиве.

 Среди историков и этнографов признается роль финно - утров в формировании как древнерусского этноса, так и великорусской народности. Но степень их влияния на русский этногенез оценивалась по-разному. М. Н. Покровский заявлял: «В жилах великороссов течет 80% финской крови». Противоположной точки зрения придерживался Д. К. Зеленин, отрицавший ассимиляцию славянами финнов и считавший, что славяне только оттеснили финнов с ареала их обитания. Обе эти точки зрения являются крайними. Ближе к истине находились сторонники взвешенного подхода — В. О. Ключевский, В В. Мавродин и др.

  Взаимовлияние славян и финно - угров отрицать невозможно. При этом славянский элемент доминировал. Ассимиляция шла мирно. Волны славян-переселенцев перекатывались через финно-угорские поселения, оставляя рядом с ними славянские деревни, села, хутора. Смешанные браки сопровождались переходом целых родов у мерян, мещеры, муромы на русский язык.

     Меряне в I тысячелетии заселяли территорию на месте нынешних Москвы, Ярославля, Костромы, Иванова, Владимира, Суздаля. В этих краях русско - мерянское двуязычие сохранилось кое-где в глухих углах еще в начале XVI века. Ассимиляционные процессы были характерны как для мещеры и муромы, обитавших на Оке, так и для северных финно - угров: веси, карелы, чуди, ижоры, а позднее — для поволжских и зауральских: зырян (коми), пермяков, мордвы, удмуртов, марийцев, остяков (ханты) и вогулов (манси). Большинство финно - угров крестились по православному обряду, брали русские имена и фамилии. В карельских рунах русские назывались братьями. Финно  -  угры участвовали в русских военных походах в Византию, в Швецию, в битвах против тевтонских и ливонских рыцарей. Немало финнов находилось в ближайшем окружении киевского князя и местных князей.

Финно-угорское влияние отчетливо просматривается в российской географической топонимике (Москва, Ока, Сылва, Протва, Сосьва, Лозьва, Муром, Весьегонск и т. п.), в великорусском антропологическом типе, в говоре великороссов, в русской мифологии (водяные, лешие, русалки — калька с финских представлений), в характере хозяйственных промыслов русских, их быту (парная баня, печи-каменки и т. д.).   

 сс. 28 - 33 



Следующий раздел  лекции Важнейшие даты и события

Переход к лекциям [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12][13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22]

История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008