Лекция 6. Возникновение Российского государства (конец XIV - начало XVI вв.)
проф. Постников С.П., доц.
Таратоненков Г.Я.
История России с древнейших времен до
второй половины XIX века
Курс лекций . Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех.
ун - т, Екатеринбург, 1995
4. Политическое и социальное
развитие
По мере объединения русских земель под
властью Московского государства менялся характер власти, ее организация и
идеология. В дипломатической переписке Иван III с 1485 г. именовал себя так:
«Иоанн, божьей милостью государь всея Руси».
Вскоре стал появляться и другой, более высокий его титул:
«царь всея Руси».
После того, как Русское государство освободилось от зависимости Золотой
Орды, к великокняжескому титулу иногда стали прибавлять слово
«самодержец»:
сначала в смысле независимости великого князя от какого-либо другого
государства, а затем в смысле неограниченности его власти.
Удельными князьями оставались, главным
образом, братья и племянники великого князя, но они уже не имели права
чеканить свою монету, устанавливать дипломатические отношения с иностранными
государствами и править суд по важным делам.
В целях укрепления своей власти и повышения ее
престижа Иван III после смерти первой жены (тверской княгини Марии Борисовны)
сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина
XI
Софьей Палеолог *. Сам факт бракосочетания
Ивана III с Софьей Палеолог был весьма символичен. Царевна своим замужеством
как бы делала московских государей преемниками византийских императоров.
Царевна как наследница павшего византийского дома перенесла его державные
права в Москву - новый Царьград, где и
разделила их со своим супругом.
Вслед за царевной из Италии, где она получила
воспитание при папском дворе, были выписаны мастера, которые построили новый
Успенский собор, Грановитую палату и новый каменный дворец на месте прежних
деревянных хором. В Кремле при дворе стал вводиться сложный и строгий
церемониал. В дипломатических бумагах появился новый, более торжественный
язык, складывалась пышная терминология. Во время приемов иностранных послов
Иван III сидел на троне, подаренном ему Палеологами. Послы должны были низко
кланяться государю, одетому в расшитые золотом и серебром одежды. Составной
частью их стали византийские «бармы»
(оплечья) и так называемая «шапка
Мономаха», якобы подаренная византийским
императором еще
Владимиру Мономаху.
Вводится новый герб Русского государства.
Старый московский герб, изображавший всадника, поражающего копьем змея, Иван
III объединил с древним гербом Византии -
двуглавым орлом, означавшим единство Восточной и Западной Римской империи. На
печати с гербом Русского государства на русском языке того времени сокращенно
был воспроизведен полный титул Ивана III. На одной стороне печати сделана
надпись: «Божьей милостью государь всея
Руси великий князь Иоанн». На другой же
стороне перечисляются основные земли, подвластные московскому государю:
«Великий князь Владимирский и Московский,
и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский
и иных».
Тем не менее в современной литературе, в том
числе зарубежной, высказываются сомнения в существовании или формировании
теории «Москва -
третий Рим» уже в правление Ивана
III. Западногерманский историк П. Ниче утверждает, что эта концепция
- поздняя выдумка историков, и приводит
следующие рассуждения: некоторые исследователи считают, что в качестве
«третьего Рима»
Москва переняла из Византии двуглавого орла, придворный церемониал,
имперскую идею и т. д. Однако двуглавый орел, считает Ниче, воспринят не из
Византии, где Он был орнаментальным украшением, но не символом
государственности, а из Священной Римской империи германской нации, которая
поддерживала с Москвой постоянные связи с конца XV в. Тем самым
демонстрировалась равноправность Московии с империей. Гипотеза, что русское
самодержавие (автократия) заимствовано из Византии, тоже не соответствует
действительности, ибо оно формировалось самостоятельно. Классическую фразу
Филофея (идеолога Ивана Грозного) «Два
Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать»
также можно трактовать не как претензию на мировое господство, а как
осознание страшной ответственности за дальнейшее существование мира, ибо два
Рима пали из-за грехов, следовательно, нельзя допустить падения по той же
причине последнего оплота православия.
Таким образом, делает вывод историк П. Ниче, в
Московском государстве в то время не существовало самосознания наследника
Византийской империи в политическом смысле слова. Возможно, эта идея
внедрилась позже с Запада, который был заинтересован в союзнике в борьбе с
Османской империей.
По мере процесса объединения и централизации
изменялась организация управления государством. Система удельного княжения
сокращалась. Бывшие удельные князья пополняли ряды московского боярства. Самые
знатные бояре входили в состав Боярской думы -
высшего совещательного государственного органа. В Боярской думе
совместно с великим князем решались все важнейшие государственные вопросы и
вопросы дворцового хозяйства. Представители феодальной аристократии заведовали
казной, командовали войском, управляли областями, вели переговоры с
иностранными послами и т. д. Постепенно выросла целая система дворцовых
учреждений, ведавших великокняжеским хозяйством, дворцовыми землями
(Новгородский, Тверской и другие дворцы). Наряду с системой дворцов в конце XV
в. стали зарождаться центральные правительственные учреждения общерусского
характера, которые ведали отдельными отраслями управления на всех землях
государства. Они получили название изб, а позднее -
приказов.
Во главе изб обычно стоял боярин. Но главным лицом становились дьяки - управляющие
канцелярией и их помощники, которые формировались из среды служилого
дворянства.
В местном управлении также вводилась
определенная система. В административном отношении основная территория
Русского государства делилась на уезды, а последние -
на волости и станы. Общее управление на местах было сосредоточено у
наместников и волостелей. Они являлись судьями, сборщиками доходов князей.
Наместники были еще и военными начальниками города и уезда. По старому обычаю
они содержались («кормились»)
за счет населения. Первоначально «кормления» - поборы - ничем
не ограничивались. Позже были установлены нормы
«кормления».
В процессе формирования централизованного
государства складывались сословия. Одна из причин возникновения служебного
сословия и закрепощения крестьян заключалась в том, что расширение границ
Российского государства сопровождалось оттоком населения на окраины.
Государство в этом не было заинтересовано, так как для службы на великого
князя возможен был только вариант условного землевладения, то есть
предоставление земли (вместе с живущими на ней крестьянами) помещикам при
условии несения ими военной и гражданской службы. Таким образом
формировалась поместная система, при которой государство всегда могло
располагать значительными военными силами без затрат каких-либо средств на их
содержание. Условность такого поместного землевладения состояла в том, что
оно, в принципе, не было наследственным (и даже пожизненным) и зависело от
самого факта несения службы государству. Помещик должен был не только сам
служить, но и выводить определенное число своих вооруженных людей. Как система
поместное землевладение сложилось к концу XV в., когда Иван III, а затем
Василий III ввели в поместную раздачу значительный массив новых земель.
Главным юридическим признаком служилого сословия было право владения землей и
крестьянами при условии несения государственной службы.
Юридически централизация выразилась в
появлении первого общерусского «Судебника»
(1497) с едиными юридическими нормами. Ст. 57 Судебника ознаменовала
собой начало формирования крепостного права. Она ограничивала крестьянам сроки
ухода от владельца неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября);
крестьянин должен был платить пожилое, что жил на земле феодала.
Объединитель России Иван Васильевич умер
в 1505 г. на 67-м году жизни после 44 лет правления. Уходя из жизни, он четко
наметил новый порядок наследования престола. В своем завещании он не дробил
земли, хотя и оставил на кормление волости для всех своих сыновей. Но
наследнику
Василию, сыну Софьи Палеолог, он отдал две трети всего государства
и всю полноту власти. Василий III (1505 - 1533)
был менее энергичным правителем и не таким талантливым политиком, как
его отец, но и при нем границы государства продолжали расширяться -
были окончательно присоединены Псков, Рязанская и Смоленская земли.
Российское государство формировалось как
многонациональное, но включение в его состав других народов было, как правило,
мирным, нередко добровольным и имело для них прогрессивное значение. Внутри
страны прекратились разорительные феодальные усобицы. Исчезли пограничные
рубежи между отдельными землями. На территории всего государства стали
вводиться единая денежная система, единые меры веса, длины. Все это
способствовало подъему экономики.
Образование Российского централизованного
государства стало фактом большого международного значения. Россия заняла
видное место среди европейских государств. Возрос авторитет России среди
западных и южных славян. В Москве находили убежище многие южнославянские
патриоты и греки, подвергшиеся у себя на родине гонениям со стороны турецких
завоевателей. Российское государство установило постоянные дипломатические
связи со многими странами Европы и Азии.
*В 1453 году под ударами турок пал Константинополь.
Византийская империя прекратила свое существование.