После того, как
в 1861 г. крепостное право в России было отменено, в
стране стал быстро развиваться капитализм. В городах и промышленных центрах
возникали новые фабрики и заводы, рос рабочий класс. В деревне среди
крестьянства, получившего в результате реформы личное освобождение, но
потерявшего часть надельных земель, стало наблюдаться все более глубокое
социальное расслоение: с одной стороны, выделялась небольшая часть
зажиточных крестьян, с другой, — основная их масса беднела, разорялась
и вынуждена была уходить в города в поисках заработка и пропитания или
же отправляться на южные и восточные окраины, на Урал, в Сибирь.
Помещики, потерявшие после реформы безраздельное право на
эксплуатацию подневольного труда крепостных, стали остро испытывать нехватку
рабочих рук в своем хозяйстве. Недостаток рабочей силы особенно ощущался в
помещичьих хозяйствах многоземельных, еще слабо заселенных окраин, к каким
относился тогда и Оренбургский край. Здесь большие массивы помещичьих земель
пустовали, не принося дохода. Оренбургские помещики поэтому стали на кабальных
условиях предоставлять свои земли переселенцам, число которых с каждым годом
возрастало. Они вынуждены были соглашаться, так как свободных казенных земель
становилось все меньше и поселение на них было крайне затруднительно из-за
нерасторопности и противодействия местных властей.
&nbs�м решением. Сделавшись митрополитом
Новгорода Никон при помощи увещаний усмирил там мятеж и этим еще более привязал к себе царя.
191. Никон — патриарх.
Появление раскола. По смерти бывшего в то время патриарха (Иосифа)
«Церковный собор», созванный в Москве, избрал в патриархи, по указанию царя, Никона. Пользуясь
царским доверием, новый патриарх ревностно стал искоренять церковные
беспорядки. Некоторые иконы писались в то время по образцам польским,
немецким, а не византийским, как было в старину; Никон вооружился против
таких икон: они были отобраны, сожжены или зарыты в землю; вместе с тем, по
настоянию патриарха, были захвачены в домах знатных картины, органы,
купленные за границею, и также преданы огню.
В рукописных богослужебных книгах, по невежеству или по нерадению
переписчиков, часто встречались ошибки: так, имя Спасителя писалось Исус
вместо Иисус; встречались даже уклонения от древнего церковного устава, как,
напр.: употребление при совершении литургии семи просфор вместо пяти,
складывание при крестном знамении двух пальцев, вместо трех (двуперстное
Сложение) и т. п. Такие ошибки вошли в печатные книги. Никон, при помощи
просвещенных монахов, исправил богослужебные книги, напечатал их вновь и
разослал по церквам для употребления. После таких перемен у Никона появились
враги всякого звания, утверждавшие, что в исправленных книгах находится ересь
и что молящиеся по ним не могут спастись. Многие поверили обвинениям и,
называя Никона иконоборцем, еретиком и антихристом, перестали посещать церкви,
собираясь для молитвы в обыкновенные дома, где совершали службу по старым
книгам и старым обычаям. Таким образом в Православной Церкви появился раскол,
или старообрядчество. Раскольники, преследуемые царем, укрывались в лесах, в
пустынных местах, а иные уходили к донским казакам.
192. Разрыв Никона с царем. Низложение Никона. Отправляясь в поход против
поляков, Алексей Михайлович вверил попечению патриарха свою семью и управление
государством. Никон оправдал царское доверие. Случилась моровая язва:
патриарх-правитель своею рассудительностью ограничил ее развитие и спас
царскую семью переездами в более здоровые места. Но бояре возненавидели его,
так как он был взыскателен и обходился с ними грубо и высокомерно. Когда царь
возвратился из похода, бояре стали наговаривать на патриарха, что он
домогается поставить свою власть наравне с царской. Поведение Никона давало
повод к такой клевете: он окружил себя многочисленным двором, показывался
народу с царственною пышностью, а в грамотах подписывался «государем»; в то же
время он не исполнял царских указов, касавшихся духовенства, и порицал
изданный в 1649 г. сборник законов «Уложение царя Алексея Михайловича»
По «Уложению», преступники из духовных лиц подлежали светскому У против чего
особенно негодовал патриарх «Уложение» допускало пытки на и жестокие
членовредительные наказания
.
Несмотря на все это, царь оказывал доверие патриарху, пока не случилось
следующего обстоятельства: по совету патриарха, Швеции была объявлена война;
для пополнения казны царь и бояре решили взять у монастырей
часть сокровищ. Но Никон с решительностью восстал против такого распоряжения.
Это раздражило Алексея Михайловича, и он стал отказывать патриарху в его просьбах.
Видя охлаждение к
себе царя, Никон после одного богослужения всенародно снял с себя патриаршее
одеяние, облачился в монашеское платье и удалился в построенный им «Воскресенский
монастырь» (Новый Иерусалим). Церковный собор осудил Никона за гордость, разные
самовольные поступки и лишил его патриаршего сана (1666 г.), после чего он был сослан в заточение в отдаленный Ферапонтов
монастырь , где жил 15 лет. Через шесть лет царь стал посылать своему прежнему другу деньги, меха, рыбу, пироги, плоды и т. п., называя его в
своих письмах «святым великим старцем».