Карамзин - "История государства Российского"

   "Россия основывалась победами и единоначалием, а спасалась мудрым самодержавием ... Самодержавие основало и воскресило Россию: с переменою государственного Устава она гибла и должна была погибнуть ...История народа принадлежит царю" - в этих полуафористических фразах - весь смысл подхода Карамзина к изучению российской истории, это его кредо. Для него священен порядок, при котором "народ работает, купцы торгуют, дворяне служат, награждаемые отличием и выгодами, уважением и достатком". Эти-то рассуждения и перекрыли на протяжении всего советского периода доступ к Карамзину нашего народа. Лишь в 1988 и 1989 гг. журнал "Москва" напечатал впервые после 1915 г. "Историю государства Российского", а в 1989 гг. начался выход основного произведения историка.
   Возникает вопрос - в чем причина замалчивания Карамзина как историка в советское время ? Эту причину следует искать в идеологической плоскости, закрепившей за историком "славу" ярого монархиста, сторонника самодержавия. При этом обычно вспоминали эпиграмму А.С. Пушкина, относящуюся к 1818 г.:

В его "Истории" изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.

   Но во-первых, это двадцатилетний Пушкин, т.е. почти мальчик, во-вторых у более зрелого Пушкина есть и такие слова: "Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом... "История государства Российского" есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека".
   "История" Карамзина - это не отвлеченная умозрительная теория, за ней стоит опыт истории России, в которой некогда русское самодержавие сыграло  определенную прогрессивную роль, способствуя объединению страны и сплочению в единое государство различных феодальных земель, осуществляя в лице Петра Первого важные государственные преобразования. Успехи самодержавия, по Карамзину, определяли благосостояние Руси, периоды упадка самодержавного режима были чреваты для страны бедами.
   Но несмотря на то, что в центре описания Карамзина стоит монарх, народ также виден со страниц его труда. Конечно, он не стоит на переднем крае истории, но присутствие его весьма и весьма ощутимо. Народ виден и слышен в описании сельской жизни, на крепостных стенах во время осады русских городов. Его голос слышен во время многочисленных бунтов Киевской Руси. Карамзин не обходит ни одного крупного народного выступления древности.


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008