Поведение Петра его нелюбовь к
московской старине и «немецкий» характер его реформ вооружали против Петра слепых ревнителей старины. Представители «
старой веры», раскольники, ненавидели Петра и почитали его прямо антихристом.. И между
«никонианами» находилось достаточно людей, которые не могли примириться с Петром и
думали, что необходимо протестовать против его действий и нравов. Все такие люди искали
опоры в патриархе и ждали, что именно он и возьмет на себя долг стать против
«ересей» Петра. Бывший в юности Петра патриархом Иоаким, как уже сказано (§ 100), очень далеко разошелся с государем в отношении к иноземцам. Его
преемник Адриан (1690-1700) был менее настойчив и крут, чем Иоаким, но также не
сочувствовал Петру и не скрывал своего осуждения всему тому, что делал мололодой
государь. Также несочувственны были Петру и прочие архиереи старого
московского направления. Так, например, знаменитый св. Митрофан Воронежский
умел поддерживать Петра в его борьбе за Азов, но открыто осуждал его за
пристрастие к иноземному. При таких обстоятельствах, когда Адриан умер (1700),
Петр и не решился избрать нового патриарха. Он поручил исправление патриаршей
должности («местоблюстительство патриаршего престола») Рязанскому митрополиту
Стефану Яворскому и надолго оставил этот временный порядок. Только в 1721 г.
последовала реформа церковного управления, которую Петр обдумал со своим
любимцем и сотрудником, ученым псковским с епископом Феофаном Прокоповичем.
Реформа состояла в том, что патриаршество было упразднено вовсе и заменялось
«соборным управлением». Учреждена была из лиц, принадлежащих к духовенству,
духовная коллегия, названная
синодом. Состав синода был такой же, как и прочих
коллегий: президент (Стефан Яворский), два вице-президента (из них один был
сам Феофан Прокопович), советники, асессоры и секретари. При синоде состоял и
обер-прокурор. В делах веры синод имел силу и власть патриаршескую, но вместе
с тем он стоял в ряду прочих коллегий, подчиняясь надзору генерал-прокурора и
сената. Так разрешил Петр вопрос о церковном управлении, коренным образом
уничтожив возможность столкновения представителей царской и церковной власти.
При Петре было очень сокращено, можно даже сказать, почти уничтожено еще
существовавшее в XVII в. церковное общество (§§ 12,14). Церковные крестьяне в
1701 г. были, вместе с вотчинами духовенства, переданы в управление светского
«монастырского приказа» и доходы с них стали сбираться в казну, а казна по
установленным штатам выплачивала от себя постоянные ежегодные оклады прежним
владельцам. (С течением времени синод исхлопотал, чтобы управление церковных
вотчин перешло от «гражданских правителей» в ведение синода.) Рекрутская
повинность и подушная подать были распространены на всех приписанных к церкви
людей, кроме только священнослужителей и церковнослужителей с их семь Право
церковного суда было ограничено: многие дела были переданы в ведение светского
суда, а в церковном суде стали участвовать представители светской власти.
Наконец, в 1724 г. Петр издал закон о монашестве, который ставил иноков под строгий надзор
и вовсе уничтожал
состояние перехожих, бродячих монахов. Поводом к изданию этого закона послужило
известное Петру враждебное мление монашества к его деятельности и личности.
Таким образом при Петре государственная власть сильно ограничила состав церковного общества, взяв из него в государственное подчинение
большую часть
составлявших его лиц, и установила больший контроль над внутренней жизнью и
деятельностью церкви.