Лекция
5. Северная Русь, Золотая Орда и Русско - литовское государство В XII -XIV веках
доц. Рыбаков С.В.
История России с древнейших времен до
второй половины XIX века
Курс лекций . Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех.
ун - т, Екатеринбург, 1995
Разные варианты выбора олицетворялись деятельностью двух русских князей - Даниила
Галицкого и новгородского военачальника Александра, названного Невским. Даниил -
по версии Г. В. Вернадского - поначалу лавировал между Западом и монголами. Ему
удалось получить поддержку Батыя, после чего его внешнеполитический вес резко вырос, «Запад
начал заискивать перед ним» (по словам Г. Вернадского).
Однако Даниилу показалось унизительным расположение к нему ордынцев: «злее
зла честь татарская» - отразил его чувства летописец. Даниил вступил в переговоры с Папой Римским,
рассчитывая на военную помощь Запада. Никакой помощи он не получил. Разменявшись «на
повседневные политические мелочи», он упустил из рук главные нити
исторических событий, открыл Венгрии, Польше, Литве дорогу в юго-западную Русь. Вольшь и Галиция на долгие века попали в
сферу влияния католичества, оторвавшись от общерусского культурного потока. Г. Вернадский писал: «...используй Даниил с тыла поддержку монгольской
силы, - он достиг бы результатов совершенно непредвиденных и необыкновенных. Он мог
просто утвердить Русь и Православие в восточной и средней Европе. Шумная и блестящая эпопея Даниила Галицкого прошла
впустую».
Для верного выбора внешнеполитической стратегии и тактики «нужно
было отчетливо сознавать и глубоко чувствовать- инстинктом,
нутром, так сказать, -
исторический смысл своеобразия русской культуры - Православие».
(Г. Вернадский).
Александр Невский, заручившись дипломатической поддержкой монголов и страхуя свои тылы,
подавил все попытки немцев и шведов проникнуть в земли Северо - Западной Руси. Подчинение Александра монголам не было
механическим - он выделил в них те стороны и качества, которые
могли помочь сохранить и утвердить русскую культурную самобытность, защитить ее от католического Запада.
В 1240 году Александр разбил на Неве войско шведского ярла Биргера, получившего
благословение на крестовый поход от Папы Римского. Еще через 2 года он изгнал ливонских рыцарей из Копорья и Пскова,
разгромив их на льду Чудского озера. В 1245 году он победил литовцев в районе Витебска и Торопца. Папа Римский за признание
католичества пообещал Александру помощь ливонцев против татар. Но Невский остался верным избранному курсу. Он помог Батыю в решении
внутриордынских династических споров. В 1252 году монголы поддержали Александра в усмирении его противников среди русской
знати. В 1262 году Александр воевал против ливонцев и укреплял дипломатический союз с монголами, миром уладив возможный конфликт
с Ордой после избиения монгольских баскаков во многих северорусских городах, предотвратив кровавый погром Руси. А в 1269
году монгольский отряд помог новгородцам отогнать крестоносцев от новгородских стен.
В некоторых публикациях подчинение Александра Орде рассматривается как
предательство христианского мира. Эта позиция является прозападнической. Александр Невский сорвал колонизаторские
замыслы Запада, сохранил плацдарм для накопления Русью жизненных сил, решил задачу спасения самого ценного наследия -
культурной традиции. После его кончины «бысть во всемъ народе плачь неутешимъ».
Зависимость Руси от Орды
сочеталась с неоднозначным развитием политических и дипломатических отношений. С одной стороны, русские князья
получали подтверждения на княжение в ханской ставке, неугодные ордынцам убирались с политической арены. С другой же
стороны и Русь имела каналы политического и духовно-идеологического влияния на Орду. Особую роль играла русская православная
церковь. В 1261 году в Сарае была учреждена епархия русской церкви, что позволило через миссионерскую и проповедническую
деятельность распространять духовно-культурное влияние Руси в Орде, а также защищать интересы православных пленников. В 1279 году
русский митрополит получил от хана охранную грамоту, которая признавала неприкосновенность православной веры,
храмов и церковного имущества. Православная церковь освобождалась от выплаты дани монголам, что позволяло под ее
прикрытием формировать материальную базу для начала освободительной борьбы.
Однако вопрос о формировании освободительной идеологии окончательно
вышел на повестку дня лишь в 1313 году после объявления ханом Узбеком ислама официальной религией Орды. До этого момента
события развивались так, что Золотая Орда могла стать если не прямо русским, то монголо-русским государством, как было
монголо-китайское, монголо-персидское, а с другой стороны - литовско-русское.
Существенным для такого слияния в новых монгольских государствах был религиозный вопрос. Культурное слияние было полным,
когда правящая монгольская знать принимала веру большинства населения страны, как это было в Китае (буддизм) и в Персии (ислам). При
условии, что монгольские ханы приняли бы православие, духовным и культурным центром русской земли мог оказаться Сарай, а не
Москва.
Деятельность православной епархии в Орде не прошла даром. После 1313 года на Русь
двинулся поток православных татар. Они в большинстве своем принимались на военную службу к московскому князю, находившемуся в
союзе с православной церковью. Москва затмила могуществом другие княжества, получив в свою дружину воинов, не имевших
себе равных за счет совершенной боевой выучки и особой воинской солидарности.
Уже в конце XIII века сбор дани Орда передала русским князьям, что облегчало им возможности для финансового и
политического маневрирования. Иван Калита и другие потомки Александра Невского продолжали проводить политику «смиренной
мудрости», постепенно накапливая предпосылки для перелома в
происходящем.
Перелом произошел в 1380 году, когда на Куликовом поле московское войско, вбирая в
себя массы добровольцев из всех русских земель, выступило против ордынского темника Мамая, поддержанного Литвой и
Генуей. Русь окрепла, Орда стала терять былую мощь. Политика Александра Невского естественным образом превратилась в
политику Дмитрия Донского.
Ордынское иго оказало мощное воздействие на ход русской истории. Как писал Г. В.
Вернадский, «подчинившись государям из дома Чингисхана, Русская земля
в политическом отношении была включена в огромный исторический мир, простиравшийся от Тихого океана до Средиземного моря».
Через 200 лет после создания ханом Батыем монгольского государства оно распалось на несколько составных: Большую
Орду, Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайскую Орду. В то же самое время Московская Русь-
напротив - консолидировалась и набирала мощь. После распада Золотой Орды ее
геополитическое наследство неизбежно должно было кому-то перейти -
оно перешло к Руси.
Л. Н. Гумилев утверждал, что россияне (великороссы) - этнос,
сложившийся из трех компонентов: славяне, финно - угры и татары («татары»
- т. е. смесь тюрок с монголами). Он называл этот этнос очень сильным и свободным от вражды на национальной почве.
Уважая точку зрения Гумилева, тем не менее нельзя преувеличивать масштабы смешения монголов и жителей Северо - Восточной Руси.
Не отрицая русско-монгольских межэтнических контактов, следует признать, что их уровень не определял качественные
характеристики великоросского этноса, что особенно проявляется при сравнении со степенями монгольского влияния на булгар,
половцев, башкир, чувашей.
Влияние ордынской материальной и духовной культуры на вполне сложившуюся
русскую имело, бесспорно, место, но было неспособно переломить ее своеобразие. Было и тюркское воздействие на русский язык:
заимствовался прочно укоренившийся лексический ряд, но при этом совершенно не затрагивалась морфология русского языка.
Потеря государственной независимости и выплата дани были нелегким моральным
грузом для русского народа. Но борьба против этих явлений ускорила процесс централизации Русского
государства, заложила основы для создания российской государственности, послужила стимулом для укрепления национального
самосознания и общественной консолидации. Несмотря на всю неоднозначность русско-ордынских отношений, на постепенно спадавшую остроту
в них, генетическую память народа невозможно было освободить от ужасов первоначального удара Батыя по Руси.
Поэтому после получения независимости в общественном сознании особое место заняла «идеология
выживания», которой подчинялась и социальная структура русского общества, и хозяйственная жизнь
Руси. Формировалась установка на особую осторожность в выборе путей развития, что граничило с изоляционизмом и преобладанием
политического консерватизма. Послеордынская Россия встала на путь эволюции особого типа, который в части историографии не совсем
точно назван «моделью догоняющего развития».