Сыновья и внуки Ярослава I. Несколько лет они жили в мире и согласии и общими
силами боролись против внешних врагов. В то время на юге России появился новый
кочевой народ, половцы. Отчасти истребив печенегов, отчасти смешавшись с ними,
они заняли южные степи и открыли беспрерывные набеги на русские области. Изяслав с
братьями попытался отразить варваров, но потерпел на первый раз сильное
поражение.
Наконец и сами Ярославичи, позабыв отцовское завещал рассорились между собою:
Святослав и Всеволод вооружились на старшего брата, и он принужден был удалиться в
Германию, а на киевском столе сел Святослав Черниговский. Только после смерти
соперника Изяслав помирился с Всеволодом и опять занял Киев.
На великокняжеском престоле, по понятиям того времени, должен был сидеть старший в
целом княжеском роде, и так как дяди считались старше своих племянников, то Киев
по смерти Изяслава I (1078 г.) перешел не к сыну его, а к брату Всеволоду.
Россия страдала при нем от междоусобий, половецких набегов,
от голода, мора и корыстолюбия княжеских
тиунов (судей) Только благодаря победам своего знаменитого сына Владимира Мономаха
Всеволод крепко держался на престоле до самой своей смерти (1093 г. ). Из сыновей Ярослава I никого уже не
было в живых, поэтому внук его Святополк Изяславович остался теперь старшим в
роде. Святополк II, подобно
двум своим предшественникам, не имел достаточно ни ума, ни твердости характера,
чтобы держать в страхе страхе
внешних врагов и устранять междоусобия. Княжение его ознаменовалось смутами и бедствиями;
особенно сильны были междоусобия за Чернигов и за Волынь
Изяслав и Всеволод лишили своих племянников Святославичей Черниговской волости, т е лучшей части их
наследственного удела предоставив им отдаленную Тмутаракань и бедные Муромо -
Рязанскиенкие земли. Та же
несправедливость продолжалась Святополка II. Но Святославичи ни за что не
хотели |отказаться от Чернигова и с помощью наемных половецких дружин
несколько раз пытались
возвратить себе отцовский город распространили пагубный обычай князей: во
время междоусобий призывать на помощь диких половцев, которые жгли, грабили русские земли и
уводили множество пленных в свои станы и вежи. Между Святославичами более всех прославился
смелым,
беспокойным характером Олег, прозванный в народе "Гориславичем". Наконец, внуки Ярослава
собрались на в Любече на общий совет и тут положили, чтобы каждый из них
владел отцовским достоянием. Черниговская область поэтому была возвращена Святославичам. Договор свой князья по обычаю
скрепили крестным целованием и разъехались
(1097 г.).
Но в то время, как на востоке России прекратилась борьба
за Чернигов, на западе
началось сильное междоусобие за волости Владимиро-Волынские. На Любецком съезде они были разделены
между Давидом Игоревичем и его двоюродными племянниками Ростиславичами Недовольный тем,
что лучшая часть Волыни досталась на долю Василька и Володаря Ростиславичей, и
опасаясь иметь в
соседстве этих воинственных князей, Давид решился на злодейский поступок и
первый нарушил крестное целование с братьями. Он обвинил перед великим князем
Василька в разных
честолюбивых замыслах и так напугал легковерного Святополка, что тот заманил несчастного
Ростиславича к себе и выдал Давиду, а последний приказал его ослепить и
посадить в темницу.
Вот каким образом летописец рассказывает подробности этого черного дела.
Василько с дружиною своею,
возвращаясь из Любеча, проезжал мимо Киева, остановился ночевать недалеко от города. На
следующее утро Святополк прислал ему сказать: "Не уходи от моих имянин". Василько отвечал, что
спешит домой. Святополк просил его заехать хотя на короткое время. Тот согласился,
и с несколькими слугами
поехал в Киев. Дорогою встретил его один отрок и сказал: "Не ходи князь, тебя хотят
схватить" Князь не поверил отроку и продолжал путь. В тереме у Святополка он встретился с
Давидом, между тем как хозяин разговаривал с гостем, Давид сидел молча, потупив
взоры. Святополк вышел из комнаты под предлогом распорядиться о завтраке; вслед за
ним ушел и
Давид. На Василька тотчас напали воины и заключили его в оковы. На другой день (так
как по обычаю князь о всяком важном деле советовался с дружиною и лучшими людьми) Святополк собрал своих бояр вместе с киевскими
старейшинами и сообщил им, что, по
словам Давида, Василько и Владимир Мономах сговорились убить великого князя и
завладеть его городами. Советники дали ответ уклончивый: "Ты, князь, должен беречь
свою голову, и если это справедливо, Василько подлежит наказанию; но если Давид
сказал неправду , то пусть отвечает за нее перед Богом". Великий князь после некоторого колебания
склонился на увещания Давида и отдал пленника в его руки. Ночью Ростиславича
привезли в Белгород и остановились с ним в одной избе. Здесь Василько увидал
пастуха, точившего нож; он догадался, что его хотят ослепить, и горько заплакал.
Действительно, вошли два конюха, один Святополков, другой Давидов разостлали ковер
и хотели повалить князя; тот отчаянно защищался; позвал еще двоих. Василька
повалили, положили ему на грудь доски и сели на них все четверо; кости
несчастного захрустели. Тогда пастух, точивший нож (родом Торчин), с истинно
зверскою жестокостью совершил ослепление. Замертво полжили князя на телегу и
повезли во Владимир Во Владимире Давид посадил племянника в темницу и приставил к нему
30 воинов. Стараниями Володаря, однако, Василько был освобожден, и в следующих затем
междоусобиях он, хотя и слепой, не раз вместе с братом водил на битву свою дружину
Владимир Мономах и другие князья пришли в сильное негодование,
когда узнали о вероломном ослеплении Василька. По требованию их Святополк должен был наказать
Давида за клевету. Произошла междоусобная война, которая окончилась новым съездом
князей в Витичеве, близ Киева. На этом сейме Давид был наказан тем, что у него
отняли Владимир Волынский.
После Витичевского съезда князья соединенными силами обратились на половцев и
совершили несколько славных походов вглубь половецких степей. Главным героем
этих походов явился Владимир Мономах.
По смерти Святополка II (1113 г.) Киев по порядку старший ва должен был
перейти к одному из Святославичей; но так отец их захватил великокняжеский
стол силою и скончался прежде старшего брата, то не все родичичи признавали за
ними право старшинства. К тому же Киевское вече объявило решительно, что оно никого не
хочет иметь своим князем, кроме Владимира Мономаха. Последний действительно занял
великое княжение и Святославичи на этот раз молчанием подтвердили его избрание.
Недаром киевляне питали такую любовь к Мономаху, личными качествами и заслугами
он резко выдавался из толпы своих сородичей. Летопись изображает его идеалом
русского князя:. он мирит враждующих, свято соблюдает крестное целование; подает
пример набожности, правосудия, гостеприимства и превосходит всех воинскими
доблестями. После Ярослава это был первый н его преемников, который на самом
деле осуществил понятие о великокняжеской власти; младшие родичи повиновались ему
отцу; а беспокойных князей он наказывал отнятием уделов. Внешние враги
присмирели, и тишина водворилась при нем в Русской земле. Мономах, впрочем, не
упускал из виду собственных выгод и умел искусно
воспользоваться обстоятельствами для того, чтобы большую часть Руси соединить под властию
своего дома -- Говорят византийский император Алексей
Комин прислал Владимиру в числе других даров драгоценный венец и золотые
брахмы (оплечья), принадлежавшие прежде императору Константину ">
Покровский Михаил Николаевич - 1868 - 1932