Лекция 12. Эволюция Российского государства и общества в первой половине XIX века
проф. Миненко Н.А., асс. Шалымов А.Ю.
История России с древнейших времен до второй половины XIX века
Курс лекций . Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех.
ун - т, Екатеринбург, 1995
4. Культура и быт
Сразу после воцарения
Несомненно, что развитие просвещения в России в
определенной
степени было связано с потребностью в подготовленных чиновниках. В августе 1809
г. по инициативе
Открываются также специальные средние и высшие учебные заведения: Демидовский (в Ярос
Быстро росло в стране число любителей чтения. Карамзин в статье, опубликованной в 1802 г. в “Вестнике Европы”, отмечал: число любителей чтения “едва ли в какой земле... так скоро возрастает, как в России. Правда, еще многие дворяне, и даже в хорошем состоянии, не берут газет, но зато купцы, мещане любят уже читать их. Самые бедные люди подписываются и самые безграмотные желают знать, что пишут из чужих земель”. Его поддерживал И. И. Дмитриев - “В зрелых летах Хераскова читали только просвещеннейшие из нашего дворянства, а ныне всех состояний: купцы, солдаты, холопы и даже торгующие пряниками и калачами”
.Развитие просвещения, его демократизация дали и нежелательные для правительства результаты, привели к быстрому росту оппозиционных настроений. Это имело большое влияние на политику Александра I. Усилена была цензура, начались гонения на просвещение и печать. В 1819 г. в Казанский университет для “ревизии” был послан М. Л. Магницкий. Он обнаружил там “дух вольнодумства и безбожия” и потребовал “публичного разрушения” университета. Александр не согласился на это, но поставил Магницкого попечителем Казанского учебного округа. Из университета было уволено более половины профессоров, из его библиотеки изъяты все книги, отличавшиеся, по мнению Магницкого, “вредным направлением”. Попечитель самовольно отдавал студентов в солдаты и ввел в университете казарменный режим. В 1821 г. назначенный попечителем Петербургского учебного округа Д. П. Рунич подверг разгрому столичный университет. В 1817 г. появляется преобразованное министерство народного просвещения и духовных дел, главой которого становится обер-прокурор Синода. Были пересмотрены и урезаны учебные программы, университеты потеряли автономию.
Опиравшийся на “казарму и канцелярию”
Результатом явилось еще большее отдаление общества от государства. Царь и его приближенные изгоняли из страны вольнодумство, а общество между тем жило богатой, духовно насыщенной жизнью. Формы проявления общественного движения были многообразны. Одна из них - образование тайных обществ. Возникшие первоначально с целью “содействовать благим начинаниям правительства” они превращаются в организации, ставящие целью захват политической власти в стране. Все историки отмечают, что это движение было довольно узким и замкнутым, не имело связи с широкими слоями общества, идеалом которого было превращение России в политически европейскую страну с конституцией и отмена крепостного права. Но главное место в общественном сознании, по мнению Покровского, - занимала не декабристская идея, а идея национальная. Немалую роль в данном случае сыграли войны с Наполеоном, героическая защита Родины в 1812 г. Одним из проявлений “эпохи возбужденности умственных интересов было появление негосударственной периодической печати, как придерживающейся официальной идеологии (“православие, самодержавие, народность”), так и оппозиционной.
Можно назвать среди форм общественного движения и политизацию
литературы. На смену “аристократическому” классицизму приходят “демократические
направления” - сентиментализм и романтизм. Они воспринимались как проявления
различных линий общественного движения. Сентиментализм, родоначальником которого
считают Карамзина, воспевал “естественную простоту” и неиспорченность веяниями
западной цивилизации. Романтизм же, возникший под влиянием этой цивилизации,
выражал недовольство окружающей действительностью, расхождением между нею и
идеалом. Российская литература достигает вершин в творчестве великих реалистов
(
Вообще первая половина XIX в. - время небывалого взлета всех отраслей художественной культуры России: литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, скульптуры и архитектуры. То же самое можно увидеть и в научных отраслях. Наиболее яркое объяснение этому дает подход Л. Н. Гумилева. В фазе пассионарного надлома при невысокой пассионарности и достаточных способностях люди самопроявляются в искусстве, науке, преподавании и технических изобретениях. Не случайно соответствующей фазой в развитии Европы была эпоха Возрождения. Проявлением этого же процесса была реформаторская деятельность и общественные движения различных направлений—либерального (славянофильство и западничество) и радикального (кружки братьев Критских, Белинского, Герцена и Огарева, Петрашевского и др.).
В целом правительство и общество в первой половине XIX в. так и не нашли общего языка. Причину этого Карамзин видит в дурных советниках верховной власти, Ключевский - в бюрократическом произволе и -непоследовательности правительства, а Покровский - в том, что промышленный капитал боролся за власть, но был еще слаб в этой борьбе. История показывает, что даже самые благие начинания и замыслы власти не могут реализоваться без опоры на общество, в условиях бюрократической тайны, разрыва с обществом. Ситуация, сложившаяся в стране к середине ХГХ в., гарантировала неизбежность близких перемен.
Заметные изменения происходили в первой половине XIX в. в быту населения России, в особенности горожан. Улицы городов стали быстро застраиваться большими каменными домами По свидетельству Ф. Ф. Вигеля, в центре Петербурга “обывательские трех- и четырехэтажные дома на всех улицах росли не по дням, а по часам”. Обширное Зарядье в центральной части Москвы, сгоревшее дотла в 1812 г., в короткий срок оказалось застроенным двух- и трехэтажными каменными домами. Начало одеваться камнем и деревянное в прошлом купеческое Замоскворечье. К середине XIX в. каменные жилые дома имелись в большинстве городов. Получает распространение (преимущественно в крупных городах) новый тип жилища - доходный дом, включавший обычно много сходных квартир в несколько комнат с отдельными входами—их сдавали внаем. Уменьшается в городах число индивидуальных хозяйственных построек: хлевов, сараев, бань, снопосушилен и пр., что было связано с развитием торговли, транспорта, городского хозяйства.
Улицы городов становились более оживленными. Менялся характер народных гуляний и массовых развлечений. Участились многолюдные гулянья в садах и парках, на площадях и бульварах. В Москве, например, в 20-х гг. ХIХ в. популярными местами отдыха стали Нескучный сад и Петровский парк. В Нескучном саду в “воздушном театре”, предшественнике позднейших “зеленых театров”, устраивались спектакли. Петровский парк славился своим “воксалом”, где давались концерты. Шумные пасхальные гулянья собирали представителей разных сословий на обширном пустыре, где потом был разбит Новинский бульвар. Любили шумные “гульбища” и жители Петербурга. Здесь они устраивались обычно на Сенной площади, на Царицыном лугу или в Екатерингофе. Праздничная толпа поражала наблюдателей пышностью и пестротой нарядов. Пестрота эта "порождалась в частности смешением традиционной и новой одежды. Не только “благородные” стремились теперь следовать европейской, моде. Во многих купеческих и мещанских домах можно было увидеть шляпки, чепчики, платья новейших фасонов, сюртуки, жилеты, манишки. По замечанию М. Г. Рабиновича, исследовавшего материальную культуру русского дореволюционного города, “в середине XIX в. костюм русского горожанина в разных сословиях сохранял еще значительные традиционные элементы, но приближался постепенно к так называемому среднеевропейскому”. Деревня в большей степени проявляла приверженность традициям, но новые веяния проникали и в нее. Корреспонденты Географического общества сообщали из разных мест страны, что “сколько-нибудь зажиточные крестьяне стараются во всем подражать горожанам”. В частности под влиянием горожан среди деревенских жителей получает в первой половине XIX в. широкое распространение чаепитие. В городах в это время чаепитие развивалось в различных формах: питья чая в трактирах, домашнего угощения для гостей и, наконец, излюбленной семейной трапезы, без которой не начинали дня и не ложились спать. Сама процедура чаепития складывалась в России по западноевропейскому, а не по восточному образцу. Чай пили из самоваров и чашек за обычным обеденным столом, преимущественно черный, а не зеленый, без разного рода добавок, столь характерных для восточных народов. В некоторых местах приобретает популярность и кофе. В. Г. Белинский, например, писал, что “петербургский простой народ несколько разнится от московского: кроме полугара и чая, он любит еще и кофе и сигары, которыми даже лакомятся подгородные мужики; а прекрасный пол петербургского простонародья в лице кухарок и разного рода служанок без кофею решительно не может жить...”
Новым явлением в быту россиян стало широкое потребление картофеля. К середине XIX в. он занял видное место среди других повседневных продуктов питания.
“Необходимым церемониалом званых обедов”, по свидетельству уже упоминавшегося Ф. Ф. Вигеля, .становятся французские блюда. Вообще рацион богатой части русского общества середине XIX в. насчитывал 376 различных кушаний и напитков, в том числе блюд не только французской, но и немецкой, английской, голландской, итальянской, венгерской кухонь. Были дома, в которых держали поваров, находившихся на уровне высших достижений тогдашнего международного гурманства. В быт даже рядового населения города и деревни все активнее проникает и утварь европейского образца, в частности фарфоровая и фаянсовая посуда. Деревянные ложки в городах в значительной степени вытесняются металлическими, причем в обиходе различали ложки разных размеров и назначений: чайные, десертные, столовые. Появились специальные столовые ножи, а также вилки. Правда, вилка даже в середине XIX в. была предметом не очень привычным и отчасти аристократическим. Все отмеченные новации явились следствием происходивших в рассматриваемый период социально-экономических и культурных процессов.
ЛИТЕРАТУРА Ключевский В. О. Соч. в 9-и томах. М., 1989. Т. V. Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен. Спб., 1907. Окунь С. Б. История СССР. Лекции. Ч. 1. Конец XVIII — начало XIX века. Л., 1974. Окунь С. Б. Очерки истории СССР. Вторая четверть XIX в. Л., 1954. Предтеченский А. В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX в. М.-Л., 1957.Ерошкин Н. П. Крепостническое самодержавие и его политические институты (Первая половина XIX в.). М., 1981.Мироненко С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. М., 1990. Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX в. М., 1975.Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII —XIX вв. Л., 1988. Пресняков А. &. Российские самодержцы. М., 1990. Чулков Г. И. Императоры. Психологические портреты . М., 1991. Томсинов В. А. Светило российской бюрократии. Исторический портрет М. М. Сперанского. М., 1991.
сс. 234 - 242
Проверь себя
Следующая лекция
Практическое занятие
по теме
Важнейшие даты и события
Переход
к лекциям [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12][13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22]
История России
Историки России
История Урала
История Оренбуржья
Курс лекций
Планы практических занятий
Тесты
Художественная литература
Советы и рекомендации
Учебные вопросы
Литературные задачи
Биографические задачи
Проблемные задания
Библиотеки
Документы
Хронология
Исторический календарь
Архив
Ссылки
Карта проекта
Автор
Обновления
Титульная страница