Лекция 7. Начало самодержавия в России. Государство Ивана IV (Грозного)
доц. Носкова И.Г.
История России с древнейших времен до второй половины XIX века
Курс лекций . Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Екатеринбург, Уральский гос.тех. ун - т, 1995
3. Период внутренних реформ и
внешнеполитических успехов 40-х- 50-х гг.
Источники не позволяют нам восстановить подробности политических обстоятельств,
при которых в конце 40-х гг. сложилось правительство, перенявшее руководство
страной у Боярской думы, но мы знаем ту политическую фигуру, которая сыграла
ключевую роль в формировании новой правящей группы. Этой фигурой был
митрополит Макарий, мудрый и спокойный политик, находившийся в окружении царя до и после
бурных событий 1547 г., глава церкви- могущественного политического механизма,
издавна поддерживавшего объединение княжеств вокруг Москвы.
При участии Макария в окружении молодого царя оказались те лица, которым суждено
было в глазах современников символизировать новое правительство - «Избранную
раду». «Избранная рада» была органом, который осуществлял непосредственную
исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им.
Наиболее авторитетными политиками нового правительства стали
Бесспорно, что своим высоким положением Адашев и Сильвестр были обязаны доверию
и поддержке со стороны царя и митрополита. Но надо иметь в виду, что авторитет
царя еще только складывался. Иначе говоря, авторитет как царского титула, так и
самой личности царя еще предстояло создать. Это стало одной из важнейших
политических задач времени.
Компромисс, на котором было основано новое правление, имел не две стороны
(феодальная аристократия с одной, служилое дворянство - с другой), а три: царь
также был участником компромисса. На этом этапе царь вынужден был отказаться от
претензий на неограниченную власть и довольствоваться «честью председателя».
Выражая общие настроения, царь и митрополит Макарий собирали соборы примирения.
27 февраля 1549 г. было созвано совещание, на котором присутствовала Боярская
дума в полном составе, фактически это был первый Земский собор (1).
Иван IV выступил с широкой программой консолидации и проведения внутренних
реформ. Царь и бояре каялись в своих прежних «преступках». Цель всех этих усилий
царь сформулировал в таком словосочетании: «смирить всех в любовь».
«Избранная рада» начала создание центральных органов государственного
правления - приказов (до середины 60-х годов их называли «избами»). Одним из первых
приказов была Челобитная изба, которую возглавил Адашев. Задачей этого
учреждения было принимать челобитные (жалобы) на имя государя и проводить по
ним расследование. Тем самым Челобитная изба становилась как бы высшим
контрольным органом. Руководство этим приказом давало Адашеву огромную власть и
авторитет. Главой Посольского приказа (ведомства иностранных дел) стал дьяк
Висковатый Иван Михайлович , который около 20 лет руководил русской внешней
политикой, пока не был казнен в годы опричнины по ложному доносу. Поместный
приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми.
Разрядный приказ стал своего рода штабом вооруженных сил: определял, сколько служилых людей и из
каких уездов должно выйти в полки. Разбойный приказ
вел борьбу против «разбоев» и «лихих людей». Земский
приказ ведал порядком в Москве.
Укрепление нового государства (монархии) требовало решительной замены
хищнического аппарата власти на местах, сложившегося при боярском правлении. В
порядок дня встало создание аппарата чиновников. Наиболее эффективной формой
создания исполнительного аппарата явилось избрание на местах самими подданными
чиновников для несения государственных функций. Выбранные в городах и волостях
целовальники (целовали крест на верность царю) и старосты становились
«чиноначальными людьми» государства. Выборность и сменяемость этих лиц ставила
их деятельность (в пользу государства и контролируемую государством) также и под
контроль подданных.
Реформы коснулись и организации верхнего эшелона Управления. Было несколько
ограничено местничество, сутъ его состояла в том, что при назначении служилых
людей на те или иные должности учитывалась прежде всего их «порода» -
происхождение, а не личные заслуги. Потомки должны были находиться друг с
другом в тех
же служебных отношениях - начальствования, равенства, подчинения - что и предки
(2).
Указ 1550 г. ввел два ограничения местничества. Первое касалось молодых
аристократов. Их нельзя было в 15 -18 лет (а с 15 лет начинали службу) назначать
воеводами, а дать низкое назначение тоже было невозможно: «поруха» чести. Было
решено, что служба молодых людей на невысоких должностях не считается
прецедентом. Произошло явное «огосударствление» местничества. Назначение на
службу стало государственной обязанностью.
В 1555 -1556 гг. принято
Уложение о службе. Определялось, с какого количества
земли должен выходить вооруженный воин на коне; если вотчины или поместья
феодалов были большими, то он должен выводить с собой и вооруженных холопов.
Как уже отмечалось, власть на местах издавна принадлежала наместникам (в уездах)
и "волостелям (в волостях). Они получали эти территории в «кормление». В пользу
кормленщика шли судебные пошлины. Таким образом, кормления были системой
вознаграждения за службу: должности наместника и волостелей на определенный срок
получали в вознаграждение за участие в военных действиях. Эта система не была
эффективной. Теперь
кормления отменялись, деньги, которые шли кормленщикам,
отныне взимало государство в качестве налога. Из этого централизованного фонда
можно было платить «помогу» служилых людям.
В 1550 г. был принят
новый судебник. Земское устроение явилось условием для
проведения в жизнь судебной реформы. Тем самым суд становился прообразом
взаимоотношений государственной власти в целом с выбираемыми от сословий.
Судебник закреплял создание в Московском государстве «праведного»
(справедливого) суда, контролируемого «лучшими людьми» из данного сословия на
местах. Однако до создания постоянных верховных сословно-представительных
учреждений дело не дошло.
Таким образом, система реформ, предпринятых фактическим
правительством в конце 40 - 50-х гг. XVI в. по самой своей сути была
изначально связана с идеей ограничения царской власти «мудрым советом», то
есть той или иной формой представительства, выражающей, в отличие от кастовой
Боярской думы, интересы служилой массы и верхов посада.
(1)Земский собор - собрание сословных представителей: бояр, столичного
дворянства, духовенства. До конца XVI в. Земский собор созывали еще 3 раза: в
1566, 1584, 1598 гг. Созывы соборов свидетельствовали о складывании в России
сословно представленной монархии. (2) Обычай возник на рубеже XV и XVI вв. и просуществовал до 1682 г.