доц. Рыбаков С.В.
История России с древнейших времен до второй половины XIX века
Курс лекций . Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех.
ун - т, Екатеринбург, 1995
3. Культура и быт.
Церковный раскол
XVII век стал временем крупных перемен в
культурной жизни России.
На протяжении всего столетия росла грамотность населения, чему
способствовал перевод книгопечатания с дорогого пергамента на более доступную
бумагу. Невиданным для тогдашней Европы тиражом было издано «Соборное Уложение».
Печатались буквари, азбуки, грамматики, другая учебная литература. Сохранялись и
рукописные традиции. В Посольском приказе с 1621 года составлялись «Куранты» -
первая газета в виде рукописных сводок о событиях в мире. Рукописная литература
продолжала преобладать на Севере и в Сибири.
Были написаны сотни различных сочинений. Стали выходить книги,
содержащие различные научно-практические сведения. Шло накопление
естественно - научных знаний, выпускались пособия по математике, химии, медицине,
астрономии, географии, сельскому хозяйству. Усилился интерес к истории: события
начала века, утверждение во главе государства новой династии требовали
осмысления. Появились многочисленные исторические повести, где представленный
материал служил извлечению уроков на будущее. В 1667 году был издан первый
печатный исторический труд - «Синопсис» («Обозрение»), в котором излагалась
история Руси с древнейших времен. Вышли «Степенная Книга» - систематизированная
история Московского государства, «Царственная Книга» - одиннадцатитомная
иллюстрированная история мира, «Азбуковник» т своего рода энциклопедический
словарь.
Немало новых тенденций проникло в литературу: появились вымышленные
персонажи и сюжеты, стали распространяться сатирические сочинения, произведения
философского плана. Новым явлением в литературе стало стихосложение. В это время
усилились процессы оформления общего великорусского языка и стирания диалектных
различий в нем.
Некоторые новые веяния проявились в зодчестве
(проникновение «мирских» мотивов в строительство храмов, распространение
архитектурного стиля «московское барокко»), в живописи (появление элементов
психологизма в изображении святых), в прикладном искусстве, в музыке. Появился
театр при дворе Алексея Михайловича.
Культура и быт русского народа в XVII веке испытали качественную
трансформацию, выразившуюся в трех основных тенденциях: «обмирщение»,
проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол. Первые две тенденции
были в заметной степени связаны между собой, третья— была скорее их следствием.
При этом и «обмирщение», и «европеизация» сопровождались движением общественного
сознания к расколу. Недаром XVII век вошел в историческую литературу как «бунташный
век»: волнения и бунты прошли чередой с его начала до самого конца. Даже самый
общий перечень их выглядит внушительно: Смута, волнения 1648 —1650 годов в
Москве, Пскове и Новгороде, «медный бунт» 1662 года, «разинщина» в 1670—1671
годах, соловецкое возмущение в 1668—1676 годах, «Хованщина» 1682 года,
стрелецкий мятеж 1698 года. Позволительно утверждать, что корни волнений
находились не столько в экономической и политической сферах, сколько в сфере
социально-психологической. Шла ломка общественного сознания, привычного быта и
обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации. Волнения были
отражением душевного дискомфорта целых слоев населения.
В XVII веке Россия установила постоянное общение с Западной
Европой, завязала с ней весьма тесные торговые и дипломатические отношения,
использовала европейские достижения в науке, технике, культуре. До определенной
поры это было именно общением, о какой-то подражательности не было и речи.
Россия развивалась вполне самостоятельно, усвоение западноевропейского опыта шло
естественным путем, без крайностей, в рамках спокойного внимания к чужим
достижениям.
Русь никогда не страдала болезнью национальной замкнутости. До
середины XV века происходил интенсивный культурный обмен между русскими и
греками, болгарами, сербами. У восточных и южных славян существовали единая
литература, письменность, литературный (церковнославянский) язык, которым, кстати,
пользовались также молдаване и валахи. Западноевропейское влияние проникало на
Русь через своеобразный «фильтр» византийской культуры. Во второй половине XV
века в результате османской агрессии Византия пала, южные славяне потеряли
государственную независимость и полноту религиозной свободы. Условия культурного
обмена России с внешним миром существенно изменились.
Хозяйственная стабилизация в России, развитие товарно-денежных
отношений, интенсивное складывание общероссийского рынка на протяжении всего
XVII века - все это объективно требовало обращения к техническим достижениям
Запада. Правительство Михаила Романова не делало проблемы из заимствования
европейского технологического и экономического опыта. При этом русская духовная
культура оберегалась от западнохристианских воздействий. Слишком свежи были в
памяти людей события Смутного времени и роль в них иностранцев. Поиск
политических и экономических решений, исходивших из реальных возможностей, был
характерен для правительства Алексея Михайловича. Результаты этого поиска были
вполне успешными в военном деле, дипломатии, строительстве государственных дорог
и т. д.
Положение Московской Руси после Смуты было во многих отношениях
лучше, чем ситуация в Европе. XVII век для Европы - это время кровопролитной
Тридцатилетней войны, принесшей народам разорение, голод и вымирание
(результатом войны, к примеру, в Германии стало сокращение численности населения
с 18 миллионов до 4 миллионов).
Из Голландии, германских княжеств, других стран шел поток
переселенцев в Россию. Эмигрантов привлекал громадный земельный фонд. Жизнь
российского населения в правление первых Романовых становилась размеренной и
сравнительно упорядоченной, а богатства лесов, лугов и озер делали ее достаточно
сытой. Тогдашняя Москва- золотоглавая, с византийской пышностью, с бойкой
торговлей и веселыми праздниками- поражала воображение европейцев. Многие
переселенцы добровольно переходили в православие, брали русские имена.
Часть эмигрантов не хотела рвать с прежними привычками и обычаями.
Немецкая слобода на реке Яузе под Москвой стала «уголком Западной Европы в самом
сердце Московии». Многие иноземные новинки- театральные представления, балы,
наряды, кулинарные блюда- вызывали интерес у русской знати. Некоторые
влиятельные вельможи из царского окружения - Нарышкин, Артамон Матвеев -
становились сторонниками распространения европейских обычаев, свои дома
устраивали на «заморский манер», носили западное платье, брили бороды и т. п.
При этом
Нарышкин, Матвеев, так же как видные деятели 80-х годов XVII века
Василий Голицын, Головин, были людьми патриотически настроенными. Им были чужды
слепое поклонение всему западному и полное неприятие русской жизни, столь
присущие таким ярым западникам начала века, как Лжедмитрий
I, князь Хворостинин,
заявивший: «В Москве народ глуп», а также Котошихин - изменник, сбежавший в 1664
году за границу, где написал мрачный антирусский пасквиль.
Такие государственные деятели, как начальник Посольского приказа
Афанасий Ордин - Нащокин и ближайший советник царя Алексей Ртищев полагали, что на
западный манер надо было переделывать многое, но далеко не все. Ордин - Нащокин,
говоря: «Доброму не стыдно навыкать со стороны у чужих», стоял за сохранение
русской самобытной культуры: «Иноземное платье... не по нас, а наше не по них».
О необходимости совершенствования российской жизни с учетом не только лучшего в
Европе, но и недостатков и пороков, имевшихся в европейской действительности,
писал хорват Крыжанич, живший в России. Он предостерегал от некритического
перенимания западных образцов.
И все же подражание внешнему антуражу сопровождалось проникновением
космополитических веяний. В духовно-идеологической сфере начинали сталкиваться
позиции российских западников и проводников национально-культурной самобытности
России. Перед общественным сознанием вставали вопросы, вызванные историческим
развитием страны. В стабилизировавшей свою государственность России обнаружился
мощный геополитический потенциал. Активная часть русского общества, ощутив
новизну ситуации, серьезно задумалась о месте России в мире.